Автор Тема: Киев готовится к дунайской осаде  (Прочитано 3842 раз)

vitor

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3 902
  • Карма: +25/-11
  • Слово - це діло
    • Просмотр профиля
Киев готовится к дунайской осаде
« : Марта 11, 2011, 12:24:35 »
 
"Независимая газета"

Между Украиной и Румынией назревает очередной скандал, пишет журналист Независимой газеты Татьяна Ивженко.
Как сообщил депутат Верховной Рады Украины Павел Унгурян, Бухарест готовится использовать международные экологические соглашения, чтобы летом закрыть украинский канал Дунай – Черное море. Официальный Киев ситуацию не комментирует, хотя чиновники нескольких ведомств подтвердили "НГ", что украинская сторона готовит серьезные контраргументы.

Унгурян сообщил, что Румыния собирается поднять скандальный вопрос в ходе запланированной на начало июня 5-й встречи сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Это международное соглашение, подписанное 42 странами, было в 1991 году разработано Европейской экономической комиссией ООН. Документ вступил в силу с 1997 года. Он предполагает, что оценка влияния на окружающую среду всех потенциально опасных проектов, реализуемых на приграничной территории, должна осуществляться с участием сопредельных стран.

Формально украинский канал Дунай – Черное море в устье Быстрое подпадает под требования конвенции. Но, как объяснил один из украинских дипломатов, документ предполагает обсуждение и согласование проектов на стадии планирования, а украинский канал уже введен в эксплуатацию с 2004 года. Даже с учетом перерыва в его работе до 2007 года, когда проводились работы по расчистке от последствий паводка и углублению русла, а также укреплению береговой линии, украинские экологи готовы доказать, что за последние четыре года канал не оказал губительного воздействия на окружающую среду. Козырем румынской стороны в данном споре является обнародованный в 2006 году вывод Экономической комиссии ООН о том, что канал все же может нанести вред отдельным видам фауны в дельте Дуная.

Эксперты отмечают, что экологические претензии Румынии имеют экономическую основу, поскольку украинский маршрут выигрывает в конкурентной борьбе с румынским Сулинским каналом. Пару недель тому назад агентства, ссылаясь на украинские правительственные структуры, сообщили, что в январе сего года был установлен своеобразный рекорд – по каналу в устье Быстрое прошло 131 судно под флагами 19 стран. Это максимальное количество судопроходов в это время года с момента открытия украинского маршрута. Агентства обратили внимание, что по румынскому каналу в январе было осуществлено 107 судопроходов, то есть на 22% меньше, чем по украинскому. Специалисты объясняют ситуацию тем, что украинский маршрут удобнее: двустороннее движение организовано круглый год и в любое время суток. Широта Сулинского канала на участке протяженностью несколько десятков километров не позволяет одновременно двигаться судам в противоположных направлениях, что тормозит работу, отмечают они.

Кроме экономических потерь, неизбежных из-за лишения статуса монополии в торговом судоходстве в регионе, Румыния, по мнению украинских экспертов, пытается прощупать почву в вопросе отношения международного сообщества к ее территориальным претензиям к Украине. Как известно, в 2009 году Бухарест выиграл инициированную им же судебную тяжбу в Международном суде ООН: суд отказался признать остров Змеиный частью прибрежной линии Украины при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Многолетний спор за остров был связан с тем, что на прилегающем к нему шельфе расположены крупные месторождения нефти и газа. Румынская сторона построила свою линию на доказательствах, что Змеиный – не остров, а всего лишь скала, которая не может иметь собственные территориальные воды.

А год тому назад украинский депутат Геннадий Задирко сообщил, что у Бухареста появились новые территориальные претензии к Украине: речь шла о попытке признания за Румынией нескольких мелких островов по фарватеру украинского судоходного канала, самым крупным из которых является остров Майкан. Депутат пояснил: "Румынии нужен не остров, а канал. Если граница изменится, судоходный коридор станет общим, и украинские доходы нужно будет поделить". Официальные лица с обеих сторон много раз делали противоречащие друг другу заявления по этому поводу. Поскольку компромисс найден не был, то, судя по заявлению Унгуряна, румынская сторона нашла обходной путь, чтобы избавиться от конкурента при помощи экологических соглашений.

Украинские чиновники уверенно заявляют, что закрытия канала не произойдет, но держат свои козыри в рукаве. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала тоже считает, что рано делать пессимистические прогнозы: "До лета еще есть время. И у нашей стороны есть аргументы. Думаю, в конечном итоге румынская власть вынуждена будет пойти на компромиссы, чтобы мирно урегулировать вопрос".

Эксперт отметил, что в этом споре позиции Румынии выглядят пока сильнее только потому, что она является членом Евросоюза и вовсю использует возможности ЕС для давления на Украину. Однако эти возможности имеют свои политические ограничения в виде нежелания ЕС превратить страну-партнера и важного союзника во врага.
Приветствую участников естественного отбора!

vitor

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3 902
  • Карма: +25/-11
  • Слово - це діло
    • Просмотр профиля
Re: Киев готовится к дунайской осаде
« Ответ #1 : Марта 11, 2011, 12:28:16 »
Военная мощь Украины и Румынии......
Автор: Виктор Логвинец для Академии безопасности открытого общества, "Хвиля"   

Говоря о сравнении военного потенциала Украины и Румынии, мы наблюдаем в «чистых» показателях (численность личного состава, количество и качество единиц вооружения и военной техники) безусловное украинское военное превосходство. В то же время, если отойти от цифр и даже поверхностно проанализировать состояние (а главное – перспективы уже на ближайшую перспективу) вооруженных сил сторон, то ситуация мгновенно становится далеко не столь оптимистичной.

Парадокс в том, что еще лет 10-15 назад у Румынии не было бы никаких шансов против Украины, - ей при нанесении удара оставалось разве что рассчитывать на внезапность и нерасторопность украинской военной машины. Поскольку превосходство украинской стороны было очевидным. Однако на сегодня ситуация далеко не столь однозначна.

Прежде всего, что касается военного бюджета сторон.

На протяжении прошлого года украинские СМИ (за компанию с российскими) смаковали тот факт, что с финансированием армии в Румынии сложилась критическая ситуация. Еще в апреле 2010 года министр обороны Румынии Г.Опря заявил, что Вооруженные силы страны близки к «упадку», так как бюджет министерства в 2010 году является неудовлетворительным. Министр подчеркнул, что в условиях недостаточного финансирования Вооруженные силы вынуждены выполнять задачи как внутри страны, так и за ее пределами. При этом Г.Опря указал на то, что в 2010 году бюджет министерства обороны составил 1.31% от ВВП, в то время как на момент присоединения к НАТО он был равен 2.3%. Эту ситуацию и само румынское военное руководство назвала практически «дефолтом армии».

Однако факт в том, что «военно-финансовые» дела Румынии выглядят просто блестяще на фоне Украины. В частности, в прошлом году министр обороны Украины Михаил Ежель заявлял, что в 2011 году расходы на "оборонку" составят 13,6 миллиарда гривен. Однако реальный бюджет Министерства обороны Украины в 2011 году составит лишь 11,4 миллиарда гривен. В марте 2010 года Ежель объявил, что минимально достаточным уровнем финансирования армии является бюджет в 19,8 миллиарда гривен - эти деньги позволят поддержать Вооруженные силы в неизменном состоянии (т.е. без ухудшения, но и без развития). Следует отметить, что изначально военный бюджет Украины на 2010 год планировался на уровне 13 миллиардов гривен, однако впоследствии был сокращен до девяти миллиардов. Для сравнения, в 2009 году военный бюджет страны составил 11,65 миллиарда гривен. В конце 2009 года Министерство обороны Украины объявило, что оно нуждается в финансировании на уровне 32,4 миллиарда гривен.

Если сравнивать с Румынией, т.е. в процентах от ВВП, то получаем печальную картину. На протяжении последних нескольких лет Украина тратит на финансирование армии в среднем 0,8 процента ВВП в год. В то время, как Румыния «деградировала» с 2,3% до 1,3% от ВВП в год. Но факт в том, что этот показатель для Украины выглядит сегодня недостижимым.

Что касается численности вооруженных сил сторон, то в Украине сегодня, как известно, в составе ВСУ – 200 000 чел, из которых военнослужащих 150 000 чел. В Румынии армия и флот до 2007 года составляли столько же военных, когда с отказом от призыва и переходом на контрактную службу ВС Румынии сократились до 90 000 чел (75 000 военнослужащих).

Если отойти от показателя финансирования в привязке к ВВП, и говорить о реальных суммах в привязке к численности вооруженных сил, то ситуация и вовсе позорна для Киева. Так, Украина на 150 000 военнослужащих в составе Вооруженных сил тратит в последние годы менее 1,5 млрд долл. Румыния на 75 000 военнослужащих – от более 3 млрд долл до 2,5 млрд долл.

По видам вооруженных сил ситуация выглядит следующим образом.

ВМС Украины – 26 боевых вымпелов. Это, прежде всего, эскадра разнородных сил с ядром в виде бригады надводных кораблей, базирующихся в Севастополе. В свою очередь, в бригаду входят флагман украинского военного флота фрегат «Гетман Сагайдачный», корабль управления, 1 большой десантный корабль, 1 средний десантный корабль, 2 противодиверсионных катера. Плюс бригада ракетных катеров, - 4 РК, 2 из которых (типа «Молния») в ВМСУ именуются корветами. Плюс бригада кораблей охраны водного района – 5 малых противолодочных корабля, также именуемые корветами, и 2 морских тральщика. Самые новые и боеспособные корабли – малые противолодочные «Луцк» и «Тернополь» проекта 1124М.

Боеспособность сил и средств ВМС Украины – 7%. Единственная «военно-морская» украинская программа – по созданию национального корвета – на сегодня заморожена.

ВМС Румынии – 14 боевых вымпелов. Костяк - флотилия фрегатов, дивизион корветов, дивизион ракетных кораблей, дивизион минзагов и тральщиков, дивизион артиллерийских кораблей. В составе основных сил – 2 бывших британских фрегата тип 22, фрегаты «Mărăşeşti» и «Constanţa», 4 корвета, 3 ракетных и 3 торпедных катера.

В рамках военной реформы по приближению ВС Румынии к стандартам и требованиям НАТО, румынские ВМС должны быть представлены объединенным оперативным командованием, военно-морским флотом - двумя флотилиями на Черном море, речной (Дунайской) флотилией, укомплектованы противолодочными, патрульными и минно-тральными кораблями, а также необходимыми вспомогательными судами.

Сухопутные войска ВС Украины – это 73 000 человек личного состава, при этом части и подразделения укомплектованы на 50% солдатами срочной службы с сомнительной подготовкой (срок службы – 1 год на фоне крайне низкого уровня боевой подготовки).

Вооружение СВ ВС Украины - танки Т-64Б, Т-64БМ, Т-72, Т-84 «Оплот», боевые машины пехоты и десанта БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД-2, бронетранспортеры БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80, бронированные тягачи МТЛБ, боевые разведывательно-дозорные машины БРДМ-2. Также на вооружении ракетные комплексы «Точка» и «Точка-У», РСЗО БМ-21 «Град», 9К57 «Ураган», 9К58 «Смерч». ПВО Сухопутных войск - ЗРС С-300В1, ЗРК «Тор», ЗРК «Куб-М3», ЗРК «Бук-М», ЗРК «Оса-АК», зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска» и ЗСУ «Шилка».

Сухопутные войска Румынии – это 48 500 чел личного состава. С 2007 года Румыния отказалась от призыва и полностью перешла на профессиональную (контрактную) армию. С 2007 года Вооруженные силы Румынии готовятся по стандартам НАТО, что подразумевает насыщенную боевую подготовку (обкатка офицерского состава проходит в «горячих точках» - ранее Ирак, сегодня Афганистан). В кадровом вопросе упор сделан на создание профессионального сержантского корпуса. Небольшой срок, прошедший после отказа от призыва, подразумевает наличие достаточно подготовленного резерва, который мобилизируется в особый период.

Вооружение Сухопутных войск Румынии – танки TR - 85M1, боевые машины пехоты MLI 84, бронетранспортеры ZIMBRU APC, реактивные системы залпового огня LAROM, средства ПВО - 2K12M "KUB", "GEPARD", 2P 25M "KUB", CA-95, OSA-AKM 9K33M3.

В случае вооруженной агрессии со стороны Румынии на суше сложится следующая картина. В непосредственной близости к границе с Румынией с украинской стороны расположены:

- в Одесской области - механизированная бригада 6-го армейского корпуса

- в Черновицкой области - отдельный механизированный полк 13-го армейского корпуса

Из остальных частей в составе 6-го АК можно назвать разве что воздушно-десантные подразделения в Николаеве, которые можно оперативно перебросить к румынской границе. Но не забудем, что воздушный десант – чисто наступательный род войск, для отражения полномасштабной агрессии, т.е. для проведения сугубо оборонительных операций, десантники с их легким вооружением – далеко не самый подходящий вариант.

Более подходят для отражения румынской агрессии, по причине близости мест дислокации, части 13-го АК. Однако в составе всего корпуса – две механизированные и одна артиллерийская бригада. Плюс насколько в реальности оперативно может выдвинуться к границе и развернуться, например, украинская артбригада – это еще вопрос.

При румынской агрессии, понятно, должны быть также задействованы Воздушные силы ВС Украины с находящимися в боевом составе 212 боевыми самолетами. Номинально украинские ВВС на сегодня куда более мощные, нежели ВВС Румынии, в составе которых «главная ударная сила» - старые советские истребители МиГ-21. Но это – в теории. Главный вопрос состоит в том, сколько из украинских машин способны подняться в воздух (о налете летчиков, т.е. об уровне их подготовки, разговор особый). Как тут не вспомнить визит Януковича в июле 2010 года в авиационную бригаду в Крыму, - тогда, как помним, оказалось, что из 20 самолетов в воздух может подняться только один. Кстати, эти тенденции начались не вчера. Еще в 2008 году Ющенко на заседании СНБО заявил, что при существующих объемах финансирования до 2014 года Украина может потерять военную авиацию. И привел данные: из 112 истребителей (98 Миг-29, 14 Су-27) лишь 31 (25 МиГ-29 и 6 Су-27) способны выполнять боевые задачи, из 24 фронтовых бомбардировщиков – только 10, из 12 самолетов разведки – 6. За прошедшее время ситуация, если вспомнить крымский случай, разве что усугубилась – и серьезно.

Что касается ВВС Румынии, то здесь не особо привлекательная на сегодня картина. «Ударная сила» этого вида ВС – советские устаревшие истребители МиГ-21. В то же время, год назад, в марте 2010-го, Верховный совет по национальной безопасности (CSAT), возглавляемый президентом страны, принял решение о закупке 24 подержанных F-16 (Block 25). В целом планы румынского Минобороны по обновлению парка истребителей предполагает три этапа. После первого этапа - закупки подержанных самолетов - румыны приобретут уже новые F-16 (Block 50-52). А на третьем этапе будут закуплены 24 американские истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35 JSF. Также Румыния изучала возможность покупки шведских истребителей JAS 39 Gripen и боевых самолетов европейской компании Eurofighter и французской Dassault.

Понятно, что это – благие намерения румын, до которых Бухаресту еще надо дожить. Но в украинских планах на обозримую перспективу (а сейчас, как известно, «расписано» развитие ВСУ до 2025 года) НЕТ ВООБЩЕ никаких намеков на закупку новых самолетов, да и ремонт с вводом в строй нынешних машин – под вопросом по причине недофинансирования Минобороны.

И второй вопрос – уровень подготовки летчиков, что не менее важно, ибо ясно, что неподготовленный авиатор даже на суперсовременной технике – не боец. И здесь, увы, поводов для оптимизма очень немного. Средний налет летчиков в украинских ВВС, по некоторым данным, в последние годы в 30-40 (!) раз меньше, чем у румынских пилотов, от которых требуют подготовки по критериям НАТО. Так что, сравнивая ВВС двух стран (это, понятно, касается и иных видов ВС), необходимо учитывать немало факторов, и даже при явном численном и качественном превосходстве речь идет не более, чем о теории. Толку от более современных боевых машин, если из 20 может подняться в воздух одна, а летчики не имеют практики...

Сложность ситуации для Киева также в том, что в случае румынской вооруженной агрессии Украине фактически нечем ответить Румынии в плане военно-политического сдерживания. Переброска подразделений РВиА (ракетных войск и артиллерии) через пару-тройку областей Украины поближе к румынской границе означает, что к этому времени румынские войска вторгнутся на нашу территорию на несколько десятков километров. При этом на вооружении РВиА – лишь порядком устаревшие ракетные комплексы «Точка» и «Точка-У» с дальностью действия 70-120 км (комплексы 9К72 – знаменитые «Скады» - с дальностью до 300 км Украины вывела из боевого состава ВСУ и второй год успешно «режет» на металлолом по украино-американской Программе уменьшения угрозы, подписанной еще при президенте Кравчуке). Что, понятно не позволяет нанести удар вглубь румынской территории, по важным объектам инфраструктуры и коммуникациям. Максимум – можно наносить ракетные удары по вторгнувшимся на нашу территорию румынским войскам.

На авиацию в этом плане также не стоит рассчитывать, даже без учета приведенной ситуации по ВВС. «Взрослой» бомбардировочной авиации, способной наносить удары по объектам в глубине территории противника, у Украины нет (остались лишь фронтовые бомбардировщики Су-24М). Остатки этой «роскоши» - дальние бомбардировщики Ту-22 – украинцы порезали еще насколько лет назад, согласно все той же Программы уменьшения угрозы. Хотя они, как и «Скады», не являются стратегическими вооружениями, и юридически не подпадают ни под какие международные ограничения.

Автор является экспертом Центра военно-политических исследований
Приветствую участников естественного отбора!