Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Сергей Шведов

Страницы: [1]
1
Не нашел куда ещё положить книгу, поэтому кладу сюда.

Аннотация

Личность одного из лидеров революционного анархизма Нестора Махно (1888–1934) и сегодня вызывает большой интерес в обществе. Обнародованные после долгого запрета документы позволяют увидеть в нем не анекдотическую фигуру, созданную советским агитпропом, а незаурядного полководца и организатора, пытавшегося воплотить на родной Украине идеалы свободы и справедливости. В огне Гражданской войны отряды Махно сражались против белых и красных, интервентов и петлюровцев. В неравной борьбе они были разбиты, их «батька» закончил жизнь в эмиграции, но его идеи не погибли. В последние годы появляется все больше трудов, авторы которых исследуют не только яркую личность Махно, но и его теорию и практику самоорганизации общества в противовес подавляющей власти государства. Книга писателя Василия Голованова – одно из лучших исследований феномена Махно, сочетающее строгую документальность с художественным мастерством изложения.

В книгу включены многочисленные фотографии.


Скачать: http://www.fictionbook.ru/author/vasiliyi_yaroslavovich_golovanov/nestor_mahno/

2
Андрей ДИКУН, свяжитесь со мной через форум. Я хотел бы через Вас приобрести эту книгу. Или может кто еще поможет мне.

3
«Об «аполитичном» фестивале «День Независимости с Махно»
и попытке национализации махновщины»

На 24-25 августа 2006 г. в г. Гуляй-Поле (Запорожская обл.) намечено проведение музыкально-литературного андеграундового фестиваля «День Независимости с Махно». Однако, этот праздник – не дань памяти великого сына украинского народа, одного из самых известных украинцев в мире – анархиста Нестора Махно, как это могло бы показаться из названия фестиваля и места его проведения.

Организатор фестиваля творческое объединения «Последняя баррикада» (г. Киев) заявляет, что его цель «возродить настоящее, максимально демократичное празднование Дня Независимости – государственного праздника, который идейно объединяет большинство украинских граждан». В неформальном общении с нами на форуме руководителем проекта О. Донием была разъяснена эта цель – фестиваль проводится в интересах единения Украины, и в рамках национального процесса (рождения нации) махновщина должна найти свое место. Доний заявил, что «Фестиваль не привязан под какую-нибудь одну политическую силу. Организаторы рады видеть на фестивале представителей разнообразных творческих и политических течений».

С первого взгляда все пристойно. И не может не радовать попытка столь широкой популяризации символа украинского анархизма. Однако нас насторожила и всерьез обеспокоила привязка чествования Махно именно к празднику ГОСУДАРСТВЕННОЙ Независимости. Хоть организаторы фестиваля интерпретируют его, как «аполитичный» шаг к объединению Украины, но под объединением можно понимать все, что угодно. Объединение, как мы понимаем это слово, в первую очередь подразумевает взаимное уважение к традициям объединяемых регионов, их языково-культурному выбору. В противовес этому, оранжевые технологии «присоединения» Юго-Востока хорошо известны по недавнему прошлому. Это объединение нации через подавление националистами регионального и культурного разнообразия, через установление тоталитарного единства мысли и действия.

Так же известна и другая оранжевая технология – «аполитичность», когда якобы неполитические общественные организации и деятели культуры реально работали на одного из кандидатов в президенты. Наиболее уместный здесь пример, - печально известное письмо 12-ти украинских литераторов, которые, говоря о самодостаточности и свободе каждой человеческой личности, в то же время оскорбляли языково-культурный выбор большой части населения Юго-Восточной Украины, именуя русский «языком попсы и блатняка».

И что же мы видим в программе «Дня Независимости с Махно», стремящегося объединить Украину? Среди участников т.н. «махновских чтений» один из подписантов руссофобского письма 12-ти Ю. Винничук. Случайность? Посмотрим список. В первых рядах О. Подервьянский, известный, в частности, нецензурным (с потугами на юмор) оскорблением Льва Толстого (пьеса «Гамлет, или феномен датского кацапизма»). Как свое особое достижение организаторы фестиваля преподносят лекцию российского политолога украинского происхождения А. Окары, в частности, противопоставлявшего элитарный украинский язык и «убогое арго южно- и восточноукраинских технополисов», как он называет язык русскоязычной литературы в Украине (статья «Запах мертвого слова»). Заметим, что Окара больше известен нам, как певец Украинской империи.

Насчет участия в «махновских чтениях» И. Драча, экс-главы Госкомитета по информационной политике, комментарии и вовсе излишни. Он достаточно известен Юго-Востоку, как один из столпов принудительной украинизации. В эту же компанию естественно ложатся такие характерные баннеры на сайте фестиваля, как «УНСО-Киев», «Майдан-инфо». Мы не копали глубже, этих примеров вполне достаточно.

Возникает естественный вопрос: подобный состав участников – это издевка над идеей объединения Украины? Или намеренная демонстрация, а сам фестиваль лишь часть хорошо продуманного плана, националистической стратегии поглощения? Думаем, что второе. Это, в частности, следует из заявления Дония, что фестиваль станет «весомым шагом в продвижении украинской национальной культуры на Восток и Юг». Для нас же настоящее демократическое единство возможно лишь в равноправном культурном разнообразии слагаемых политической нации. А данный состав участников говорит не только о культурно-агрессивных намерениях организаторов фестиваля, но и об их полном непонимании сути и духа махновщины и анархизма, как естественного идеологического оформления ее целей.

Говоря о национальном вопросе в анархизме, можно с полным правом перефразировать слова апостола Павла: нет ни эллина, ни иудея, варвара, скифа, но все и во всем Анархия. И такая интернациональная ситуация, в частности, для Юго-Восточной Украины – не какой-то этнический сбой, а извечная специфика региона от начала времен бывшего «проходным двором» переселения народов. Сама запорожская вольница (не путать с последующим Гетьманатом), то, что можно назвать первоказачеством, сложилась, как свободное многонациональное братство беглых крестьян от польской, русской, ханской власти. Так и ее духовный наследник – махновское движение, как проявление интернационального по сути анархизма, стало возможно именно в полиэтнической ситуации Юго-Востока.

По свидетельству начштаба Повстанческой армии махновцев В. Белаша, она состояла из «населения Екатеринославской губернии 50%, Таврической и Херсонской губерний 25%, Донской области 7%, Полтавской губернии 8% и пришлого из других губерний элемента 10%». Повстармия имела в своем составе греческие полки и еврейские роты, даже батальон китайцев, в ней сражались татары и латыши, не говоря уже об украинцах и русских. Поэтому махновщина была нетерпима к любым проявлениям национализма. Не случайно махновские отряды практически не действовали на северо-западе, - дух махновщины для тех мест достаточно чужд. Уместно здесь так же вспомнить, что именно толстовские общины Южной Украины начала ХХ века, последователи столь презираемого паном Подервьянским теоретика анархизма Льва Толстого, стали одной из идейных подоснов рождения махновского движения.

Попытка приватизации националистами образа Махно, его притягивания к государственному празднику Дню Независимости недвусмысленно говорит о том, что украинские государственники настолько ненавидят батьку, что задумали самую жестокую казнь для анархиста, - посмертно переварить его образ и включить в свой пантеон. Чтобы анархист Махно работал на легитимность власти. В этом лишний раз убеждает обещание министра МВД Ю. Луценко посетить фестиваль, «кататься на тачанке, петь и вести себя, как анархист во времена Нестора Махно». Причем, сам фестиваль будет проходить при поддержке Министерства внутренних дел!

В то же время приходится констатировать, что в технологическом плане «аполитичные» организаторы фестиваля не придумали ничего нового. Использование анархистов для прихода к власти и других этатических целей имеет свою давнюю традицию. Так большевики во время Октябрьского переворота 1917 г. использовали, как ударный таран для свержения Временного правительства моряков-анархистов Железняка. Так марксисты нагло приватизировали 1 мая – день памяти казненных чикагских анархистов. И все 70 лет советского тоталитаризма Первомай исправно работал на режим. Так же организаторы оранжевых событий эксплуатировали стихийный анархизм масс в сопротивлении кучмовскому режиму, чтобы привести к власти режим не менее коррумпированный и преступный. Теперь очередь дошла до Махно.

Уже не первый год в националистических СМИ идет подготовка к государственному поглощению образа батьки. На него кладут глаз даже национал-солидаристы и откровенные фашисты. Создается впечатление, что, потерпев неудачу в реальном управлении после популистских обещаний Майдана, его политические силы пытаются подкрасить свою поблекшую пассионарность ярким образом народного героя Юго-Восточной Украины. Перед нами попытка приватизации чужих политических символов и источников энергии.

Безвластное самоуправление является предельно энергичным движением, в том числе и ввиду своей обреченности в современном мире. На принципиальное отрицание власти и строительство безвластного общества искренне решаются только отчаянные люди, которым нечего терять и незачем торговать своими идеалами. Эту-то энергию радикальной отчаянной мечты о свободе от принуждения и хотят использовать в своих меркантильно-властолюбивых целях политические банкроты, традиционно маскирующиеся аполитичностью.

Судя по размаху приготовлений, деньги в фестиваль вложены немалые. Поэтому мы не исключаем, что «День Независимости с Махно» может планироваться, как начало нового политического движения, создающегося под какого-нибудь «безлошадного» олигарха или высшего бюрократа. Очевидно одно: политические спонсоры фестиваля стоящие за спинами его аполитичных организаторов делают ставку на безграмотность населения в вопросах анархизма и профанацию общественного сознания относительно махновского движения, если всерьез притягивают безвластное восстание ко дню государственной независимости. Уже одно это должно отвернуть от фестиваля каждого настоящих анархистов. И сопли типа, это популяризация батьки, должны насторожить еще больше. Поэтому крайне прискорбными для нас являются обещания присутствовать на фестивале нескольких людей, ранее объявлявших себя анархистами. Хочется верить, что произошло это по незнанию, а не в силу неких серебряников.

Но, зная историю махновского движения, мы, члены Союза анархистов Украины, твердо уверены в одном: Махна государству не переварить, – колом встанет! Историю махновщины нельзя изуродовать, интерпретировать, приспособить под свои коммерческие, политические или государственные нужды, как «дела давно минувших дней». Потому что она оставила о себе огромное культурно-политическое наследие, пронизанное духом интернационализма и безвластного общежития. Наследие, которым до сих пор живо интересуются и пользуются, как руководством к действию тысячи людей во всем мире. Наследие, в котором живет сам дух свободолюбивого Юго-Востока. Как сказал наставник батьки и начальник махновского Культпросвета Петр Аршинов,

«МАХНОВЩИНА ПОСТОЯННА И БЕССМЕРТНА»!


Принято на торжественном заседании Политисполкома САУ
по случаю 7-летия создания партии, 19.08.2006

4
"Почему Деникин не взял Москву"
Игорь Рассоха, кандидат философских наук, Харьков

В разгар перестройки родилось выражение «непредсказуемое прошлое». Это гораздо больше, чем журналистский штамп: история, особенно история XX столетия в значительной мере сфальсифицирована. Особенно не повезло в этом отношении истории Украины. До сих пор в зарубежной и даже отечественной политологии господствует взгляд на Украину как на некий пассивный страдательный объект геополитики («богатые земли»), за которые шла и идет борьба тех или иных внешних сил. А между тем на протяжении многих веков украинцы являются активнейшим субъектом геополитики, одним из решающих факторов мировой истории. На мой взгляд, тема «Украина как субъект геополитики» уже давно должна была стать стержневой проблемой исследований отечественных историков. В качестве почина я хочу доказать, что именно события в Украине предопределили исход Гражданской войны (1918-1921гг.). Большевики удержали власть и в третий раз отвоевали Украину только потому, что все силы украинцев и «белых» русских были истощены взаимной борьбой, а Красная Армия оказалась над схваткой. Во второй половине лета 1919 года казалось, что большевизм накануне краха. Вооруженные силы Юга России под командованием Деникина нанесли тяжелейшие поражения большевикам. 25 июня пал Харьков, 30 июня — Царицын. Территории к югу от Воронежа были охвачены всеобщим восстанием донских казаков. Путь к Москве по огромному фронту от Харькова до Царицына был открыт. Украина с фланга не представляла для Деникина какой-либо угрозы: там хватало своих проблем. Уже с конца июня Махно развернул против «красных» активные боевые действия. Оставался еще и Григорьев, а также Зеленый, Ангел... Лев Троцкий позже выражался прямо: «Ни для кого не секрет, то не Деникин принудил нас оставить пределы Украины, а грандиозное восстание, которое подняло против нас украинское сытое крестьянство». («Поступ», 1989, №17, с.6). С запада на Киев наступали петлюровцы, которым в июле пришла на помощь Украинская Галицкая Армия. Петлюра умолял Деникина заключить военное соглашение «отложив решение всех спорных вопросов до конца войны». Итак, 3 июля генерал Деникин подписал приказ о походе на Москву. Дорога на нее была открыта. На правом фланге на Саратов, Пензу и Нижний Новгород наступала Кавказская армия генерала Врангеля. В центре на Воронеж, Рязань и Москву шла Донская армия генерала Сидорина. Самая отборная армия «белых», Добровольческая, под командованием генерала Май-Маевского должна была идти на Москву от Харькова через Курск, Орел и Тулу. За левый фланг Деникину можно было не беспокоиться: в Белоруссии в это время развернули наступление поляки. Даже если бы Деникин, в силу своего великорусского шовинизма, не хотел подписывать никаких соглашений с Петлюрой, он мог бы этого не делать, а создать оборонительный фронт по линии Днепра и спокойно идти на Москву. Почему же Деникин не взял Москвы? «Выполнение плана Деникина осуществлялось в формах, отличных от тех, которые мыслились согласно его приказу. Оно вылилось в целую экспедицию на Украину, в течение которой силы южных белых армий проявили слабую деятельность на центральных операционных направлениях... Белое командование увлеклось, по-видимому, второй целью — захватом Украины, что повлекло за собой разброску его сил в пространстве, проигрыш во времени и в будущем крупное поражение» (Какурин Н.Е. Как сражалась революция, т. 2, с. 222, 232). Во время написания своей книги Николай Какурин был начальником отдела по истории гражданской войны при Штабе РККА — главным военным историком Красной Армии. Его точка зрения — официоз. В общем заключении он подчеркнул: «Всякий раз, как силы украинской и южной контрреволюции сталкиваются между собою, между ними начинается вооруженная борьба, которая отвлекает обе стороны от их основной цели — борьбы с РСФСР... Завоевание Украины, проведенное под неприемлемым для населения лозунгами, явилось источником не силы, а слабости деникинских армий, залив их тыл волной повстанческого движения» (Указ. соч., т. 2, с. 354, 356). «Наконец выступление Махно как открытого противника белого командования нанесло последнему ряд сильных ударов и сильно поколебало его общее стратегическое положение» (т.1, с. 103). Г.К. Орджоникидзе, член Реввоенсовета 14-й армии Южного фронта, 10 ноября 1919 года писал В.И.Ленину: «По-видимому, наше продвижение вперед будет довольно быстрым. Деникин, безусловно, сломал себе шею на украинском мужике».
МОЩЬ СОБОРНОЙ УКРАИНЫ
Конкретно события развивались так. 30 августа в Киев вступили части Украинской Галицкой Армии, но уже 31 августа они были вытеснены оттуда подошедшими из-за Днепра деникинцами. А 1 сентября в местечке Добровеличковка к северу от Одессы на конференции делегатов воинских частей было оформлено создание Революционной повстанческой армии Украины (махновцев). Но под натиском белых она продолжала отступать — впрочем, организованно, построившись в каре размером 40 на 40 км. К 20-му сентября армия оказалась уже в районе Умани, и тогда же в Жмеринке было подписано соглашение о союзе между махновцами и петлюровцами. 25 сентября правительство УНР официально объявило войну Деникину, и уже 26 сентября ожесточенные бои между армией УНР (петлюровцами и галичанами) и деникинцами развернулись на всех участках фронта. А в ночь с 26 на 27 сентября в решающее наступление перешли махновцы. В этот день, 27 сентября 1919 года, потерпела крах «белая» Россия: на армию Деникина обрушились объединенные вооруженные силы всей Украины. Еще один из устоявшихся мифов украинской историографии — миф о военной слабости украинцев в годы Национально-освободительной революции, о том, что социалистические группировки не смогли создать боеспособную украинскую армию. Этот миф вполне надежно опровергается как общим ходом событий, так и конкретными цифрами. По данным генерала Удовиченко (Удовиченко 0.І. Україна у війні за державність: історія організації бойових дій Українських Збройних Сил 1917— 1921. — К., 1995, с. 117), одного из руководителей армии УНР, в августе 1919 г. боевой состав петлюровской армии вместе с галичанами насчитывал 70 тыс. штыков и сабель, 1078 пулеметов, 170 орудий, 9 бронепоездов, 6 броневиков — всего до 85 тыс. человек, не считая порядка 30 тыс. в обозе и невооруженном резерве. Из-за кошмарной эпидемии тифа к концу сентября эти силы (особенно количество штыков) сократились где-то в полтора раза, но все равно были весьма внушительны. По данным начальника штаба махновской армии В. Белаша, в сентябре 1919 г. силы махновцев составляли 40 тыс. штыков, 10 тыс. сабель, 1000 пулеметов и 20 орудий (Дороги Нестора Махно. — К., 1993.-с. 302). К этому следует добавить еще армию союзного УНР атамана Зеленого с 10 тыс. штыков и сабель и 12 орудиями, которая действовала к югу от Киева. Итого общая численность Объединенных Вооруженных сил Украины превышала 150 тыс. человек. Создать такую армию и в таких условиях — невероятный подвиг! Хотя качество войск «белых» русских было в целом выше, чем у украинцев (как по боевому мастерству, так и в особенности по снабжению), значительный численный перевес оказался на стороне украинцев, и они его реализовали. Решающий удар нанесли махновцы, которые представляли собой наиболее боеспособную часть украинской армии: у них было лучше поставлено снабжение, ещё не было эпидемии тифа, вся армия была исключительно мобильной — либо конной, либо на тачанках. 27 сентября в районе села Перегоновка под Уманью произошло генеральное сражение махновцев с «белыми» В итоге последние были разгромлены наголову, свыше 18 тыс. чел. убито, 5 тыс. захвачено в плен (разоружены и отпущены по домам — это казаки; офицеров из четырех отборных офицерских полков махновцы в плен не брали). Итого за один день было уничтожено около 15% всего личного состава деникинской армии! После этого махновцы двинулись на восток, в свои «коренные» районы. Они захватили Кривой Рог, Никополь, Александровск (Запорожье), Мелитополь, Юзовку (Донецк), Бердянск, Мариуполь, подступили к Екатеринославу. Мариуполь и Бердянск были основными базами снабжения (и складами боеприпасов) всей деникинской армии. 17 октября махновцы подошли уже близко к Таганрогу — ставке самого генерала Деникина! А ведь это время — кульминация наступления «белых» на Москву, как раз 13 октября ими был взят Орел. А к 25 октября, по словам В.Белаша, у махновцев было уже свыше 100 тыс. вооруженных бойцов (с. 316). Слово генералу Деникину: «Положение становилось грозным и требовало мер исключительных. Для подавления восстания пришлось, невзирая на серьезное положение фронта, снимать с него части и использовать все резервы... Это восстание, принявшее такие широкие размеры, расстроило наш тыл и ослабило фронт в наиболее трудное для него время» (с. 146-147). Жестокая война с махновцами тянулась до самого конца 1919 г., когда эти районы, охваченные тотальной эпидемией тифа, заняли без боя красные.
НЕОБХОДИМО УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ!
Данная статья имеет конкретную практическую цель: провозгласить 27 сентября национальным праздником и нерабочим днем — Днем Соборности Украины. Из уважения к памяти наших предков, которые 27 сентября 1919 года одержали одну из величайших побед в истории нашей Родины. В тот день произошел Уманский прорыв — событие поистине всемирно- исторического значения, изменившее весь ход мировой истории. По сей день это — «Забытая победа». Следует согласиться с оценкой, которую дал Уманскому прорыву сподвижник Махно Петр Аршинов: «Мы в соответствии с исторической истиной должны сказать здесь, что честь победы над деникинской контрреволюцией осенью 1919 года принадлежит, главным образом, махновцам. Не будь Уманского прорыва и последовавшего за ним разгрома тыла, артиллерийской базы и всего снабжения деникинцев, последние, вероятно, вошли бы в Москву приблизительно в декабре 1919 г.. Бой красных с деникинцами под Орлом имеет малое значение. В своей основе отступление войск Деникина на юг началось уже раньше — именно в связи с разгромом тыла... И этим был предрешен исход всего их похода на русскую революцию». (Аршинов П. История махновского движения (1918-1921). — Запорожье, 1995. — с. 139). Иными словами, не будь Уманского прорыва, не было бы Советского Союза и мирового коммунизма. Но с другой стороны, очень может быть, что без Уманского прорыва вообще не было бы и никакой независимой Украины.

Страницы: [1]